Рыночные перспективы газа

Компания IMA / World Energy Reports (WER) провела оценку рынка плавучих установок сжижения и регазификации. В отчете рассматрены будущие рыночные возможности плавучих установок сжижения и регазификации, производится оценка проектов плавучих заводов сжиженного природного газа (ПСПГ) и плавучих установок регазификации и хранения газа (ПУХР), а также для каждого проекта определяется вероятность преодоления инвестиционных сложностей. KAZSERVICE приведены основные данные из документа.

Роль плавучих заводов СПГ

Ожидается, что в течение следующих 25 лет мировой спрос на природный газ будет расти со среднегодовым темпом 1,5–2 % в связи с экономическими и экологическими преимуществами природного газа как топлива для производства тепла и электроэнергии. Большая часть будущего роста спроса на газ будет происходить в регионах, где поставка газа по трубопроводу является либо экономически нецелесообразной, либо невозможной. Эти регионы, расположенные преимущественно в Азии и Европе, станут источником растущей потребности в природном газе в охлажденном сжиженном виде, что приведет к спросу на дополнительные мощности производства сжиженного природного раза (СПГ).

Onshore LNG Plant

Наземный завод СПГ

Floating LNG Plant

Плавучий завод СПГ

Совокупный рост мощностей сжижения природного газа (включая строящиеся заводы СПГ) (источники: База данных IMA / WER, Международный газовый союз, Международная группа импортеров сжиженного природного газа, данные компаний)

Исторически сжижение природного газа являлось производством, расположенным на суше. Еще три года назад производство СПГ осуществлялось исключительно на наземных заводах. Но в некоторых ситуациях плавучие заводы СПГ обладают преимуществами перед аналогичными заводами на суше, и на данный момент ПСПГ составляют около 3 % от всех действующих мощностей заводов СПГ и тех, которые планируется ввести в эксплуатацию в течение следующих двух лет.

Расположенные в море над газовым резервуаром ПСПГ исключают необходимость устройства подводного трубопровода до завода СПГ на суше. Сжиженный газ может производиться непосредственно на ПСПГ и напрямую передаваться на танкер СПГ для перевозки в любую часть мира. К тому же ПСПГ не занимают ценное пространство на суше, не требуют долгой работы по оформлению разрешений на землю, а производственный объект при этом можно легко переместить после того, как дальнейшая разработка залежи становится экономически нецелесообразной. В целом плавучие заводы демонстрируют наивысшую конкурентоспособность как производственные решения для проектов, (1) расположенных на большом расстоянии от суши, (2) на небольших залежах, (3) со сложными гидродинамическими характеристиками, а также (4) в местах, где расстояние до ближайшего наземного завода слишком велико. Однако и у наземных, и у плавучих заводов есть как преимущества, так и недостатки, а оптимальное производственное решение должно определяться в соответствии с конкретными условиями планируемого проекта по сжижению природного газа.

Действующие и заказанные ПСПГ

В настоящее время в эксплуатации находятся 3 из 4 построенных ПСПГ: Prelude, PFLNG Satu, Hilli Episeyo. На момент написания данной статьи четвертый завод (Tango) находится в пути к производственному участку в Аргентине. Еще 3 ПСПГ были заказаны: Coral South, PFLNG Dua и Gimi.

Существующие конструкторские решения и производительность ПСПГ довольно разнообразны. Введенный в эксплуатацию в Австралии в декабре 2018 года завод Prelude компании Shell площадью 488 × 74 м способен производить 5,3 млн тонн СПГ / СНГ / конденсата в год. Завод Prelude известен как самое дорогое судно из всех когда-либо построенных (любого типа). Gimi, 40-летний танкер СПГ, который был переделан компанией Golar в ПСПГ производительностью 2,5 млн т/год, является первым из нескольких ПСПГ, которые BP планирует использовать для разработки глубоководных нефтегазовых месторождений в водах Мавритании/Сенегала. Он похож на ПСПГ Hilli Episeyo, работающий сейчас в водах Камеруна. Принадлежащая Exmar специально построенная баржа Tango для производства СПГ производительностью 0,5 млн т/год будет использоваться для сезонного производства СПГ в Аргентине.

Планируемые проекты ПСПГ
В настоящее время на разных стадиях планирования и проектирования находятся еще 28 проектов плавучих заводов по сжижению газа. Одиннадцать из этих проектов реализуются в Африке, семь — в Австралии / Юго-Восточной Азии, пять — в Северной Америке, и еще пять — в других регионах мира. Хотя все они могут стать подрядными ПСПГ, не все из этих проектов будут доведены до разработки. Некоторые, а может и многие, не смогут обеспечить инвестирование.

Проведя качественный анализ, отражающий опыт проектов ПСПГ после принятия окончательных инвестиционных решений (ОИР), изучен каждый проект плавучего завода по сжижению газа на стадии планирования в целях определения высокой, средней или низкой вероятности их дальнейшего продвижения. Методология оценки учитывает ключевые факторы успеха, влияющие на решение об инвестировании в проект, в том числе на указанные ниже.

Факторы экономической устойчивости проекта:

  • потребность в переработке газа;
  • качество газа — наличие жидкостей;
  • местонахождение объекта добычи;
  • местонахождение ПСПГ;
  • альтернативные возможности сбыта газа;
  • расстояние транспортировки до китайского рынка импорта газа.

Ключевые вопросы Заинтересованных сторон:

  • производственная мощность инициатора проекта;
  • производственная мощность покупателя продукта;
  • поддержка проекта со стороны правительства;
  • простота ведения бизнеса в стране добычи.

На основании оценки факторов успешности 3 из запланированных проектов обладают высокой вероятностью реализации (около 80 %), 9 показывают среднюю вероятность (около 50 %), а остальные 16 — низкую (около 30 %).

Три проекта, оцененные как обладающие высокой вероятностью перехода к реализации, имеют полную поддержку со стороны правительства, одного из основных покупателей продукции, включая также обогащенный газ с местным рынком реализации пропана/бутана и относительно небольшое количество технических барьеров. Касательно некоторых из проектов с низкой вероятностью перехода к реализации необходимо обеспечить убеждение правительства страны добычи в целесообразности производства СПГ в море. Некоторые проекты получили низкую оценку в связи с финансовыми сложностями.

AFRICA

АФРИКА

AUST/NZ

АВСТР / НЗ

BRAZ

БРАЗ

CAN

КАН

CARIB

КАРИБСК

GOM

МЕКС ЗАЛ

MEDIT

СРЕДИЗ

SEA

ЮВА

Weak probability

Низкая вероятность

Fair probability

Средняя вероятность

Strong probability

Высокая вероятность


Проекты ПСПГ на этапе планирования и вероятность преодоления ими инвестиционных сложностей (источник: База данных плавучих заводов СПГ IMA / WER)

Например, в нашей оценке проекта Greater Tortue в Сенегале/Мавритании оценка высокой вероятности перехода к реализации была дана по большинству параметров проекта. Добывающий участок расположен на глубоководье, что является отрицательным фактором. Однако этот минус уравновесился отсутствием альтернативных вариантов извлечения дохода, помимо СПГ, поддержкой со стороны правительств двух стран, а также целеустремленностью BP как оператора и потребителя. В целом данный проект показывает высокую вероятность перехода к реализации. В декабре 2018 года BP приняла ОИР, а начальный ПСПГ находится на этапе строительства.

В то же время проект ПСПГ Fortuna в Экваториальной Гвинее получил низкую оценку вероятности перехода к реализации. Несмотря на некоторые важные плюсы, на вероятность успеха негативно повлияли технические риски, связанные с расположением в глубоководной зоне, высоким содержанием метана, ведущим к сокращению возможной прибыли (так как отсутствуют жидкие фракции для реализации, а разработчик при этом обладает относительно слабой финансовой устойчивостью). Недавно данный проект был законсервирован, а разработчик взял 610 миллионов долларов в качестве резерва под обесценение.

Роль ПУХР

Благодаря расширению рынка СПГ по всему миру с 1960-х росли и потребности в приемных терминалах для хранения и регазификации СПГ. Количество приемных терминалов почти удвоилось за период с 1980 до 2000 года и увеличилось в четыре раза с 2000 до 2019 года. В 2000 году приемные терминалы СПГ были только в 5 странах. Сегодня 43 страны могут принимать и регазифицировать СПГ.

14 лет назад все терминалы регазификации СПГ были наземными объектами. Но плавучие терминалы СПГ начали завоевывать рынок с момента установки морского терминала Gulf Gateway компании Excelerate в Мексиканском заливе в 2005 году. На сегодняшний день плавучие терминалы регазификации составляют около 15 % мировых мощностей регазификации СПГ, а к 2022 году данный процент вырастет до 18 % с учетом строящихся сейчас терминалов.

Плавучие приемные терминалы СПГ обладают рядом преимуществ перед наземными терминалами. Пожалуй, самым значительным преимуществом является способность минимизировать расходы путем аренды ПУХР вместо вложения средств в недвижимый объект на суше. К другим преимуществам относится обычно более быстрое строительство терминала, возможность перемещения ПУХР при изменении требований приема, возможность использования установок для регазификации в периоды сезонного роста спроса и в роли транспортных средств в периоды спада. Еще одним преимуществом ПУХР является то, что они прибывают на участок в виде полностью готовых к эксплуатации установок регазификации, которые нужно всего лишь подключить к подающему газопроводу (как указано в планах).

Onshore Terminal

Наземный терминал

Floating Terminal

Плавучий терминал

Совокупный рост мощностей регазификации СПГ (включая строящиеся терминалы) (источники: База данных IMA / WER, Международный газовый союз, Международная группа импортеров сжиженного природного газа, данные компаний)

Действующие и заказанные ПУХР
Сегодня в эксплуатации находятся 29 ПУХР и еще 17 ПУХР — на этапе строительства. Из действующих ПУХР 9 расположены в Юго-Западной Азии, 6 — в Средиземном море, 5 — в Южной Америке, 4 — в Юго‑Восточной Азии и еще 5 находятся в разных точках мира. Некоторые из данных терминалов представляют собой комбинацию плавучего хранилища с наземной установкой регазификации.

Большинство действующих ПУХР являются стандартными танкерами СПГ, оборудованные модульной установкой регазификации. Более новые ПУХР обычно могут вместить от 160 000 до 170 000 м3 СПГ и способны поставить более 600 млн куб. футов газа в сутки. Построено несколько ПУХР вместимостью более 200 000 м3. В последнее время наблюдается интерес к строительству небольших ПУХР для их использования в качестве терминалов с низкой потребностью в приеме газа.

Планируемые терминалы ПУХР
В настоящее время на разных стадиях планирования находится еще 51 терминал ПУХР. Шестнадцать из планируемых терминалов расположены в Юго-Западной Азии, 9 — в Юго-Восточной Азии, 8 — в Южной Америке / Карибском регионе, 6 — в Африке и еще 12 находятся в разных точках мира.

Для оценки вероятности преодоления инвестиционных сложностей планируемыми терминалами ПУХР использована аналогичная методология. Ниже указаны ключевые факторы успешной реализации проектов.

Факторы экономической устойчивости проекта:

  • фактор спроса на прием газа;
  • потребность в одном или нескольких потребителях газа;
  • потенциальные альтернативные источники будущих поставок газа;
  • требования инфраструктуры.

Вышестоящие соображения Заинтересованных сторон:

  • производственная мощность инициатора проекта;
  • производственная мощность потребителя газа;
  • поддержка проекта со стороны правительства;
  • простота ведения бизнеса в стране добычи.

Факторы успешности терминалов ПУХР более четко отражают коммерческие аспекты проекта, особенно возможность получения финансирования проекта, что может быть весьма сложным, когда прибыль терминала зависит от местных потребителей. Несколько проектов ПУХР, в которых мы были задействованы, столкнулись с препятствием, когда договор на условиях полной оплаты при отказе от поставок оказывался неприемлемыми для потенциальных заемщиков и/или когда правительство не хотело или не могло предоставить суверенную гарантию для договора на закупку.

AFRICA

АФРИКА

AUST/NZ

АВСТР / НЗ

BRAZ

БРАЗ

CARIB

КАРИБСК

GOM

МЕКС ЗАЛ

MEDIT

СРЕДИЗ

NE

БВ

SAMER

ЮЖН АМЕР

SEA

ЮВА

SWA/ME

ЮЗА / СВ

Fair probability

Средняя вероятность

Weak probability

Низкая вероятность

Strong probability

Высокая вероятность

Терминалы ПУХР на этапе планирования и вероятность преодоления ими инвестиционных сложностей (источник: база данных плавучих заводов СПГ IMA / WER)

На основании оценки из 51 терминала ПУХР на стадии планирования 21 обладает высокой вероятностью (около 80 %) перехода к реализации, 17 показывают среднюю вероятность (около 50 %) и 13 — низкую (около 30 %).

Проекты ПУХР с высокой вероятностью реализации обычно имеют влиятельного инициатора, весомого покупателя, умеренные инфраструктурные требования и находятся в стране, где обеспечиваются относительно простые условия для ведения бизнеса. Проект терминала ПУХР от Uniper / MOL в порту Вильгельмсхафена является примером проекта с высокой вероятностью реализации. Хотя терминалу придется конкурировать с поставками газа по трубопроводу, проект поддерживается двумя сильными игроками, потребности в инфраструктуре минимальны, Германия является страной, где обеспечиваются относительно простые условия для ведения бизнеса, прием СПГ является растущей сферой деятельности в Северной Европе и проект подкрепляется необходимостью обеспечения альтернативных источников поставки газа в целях электробезопасности.

Многие слабые проекты с низкой вероятностью реализации характеризуются наличием альтернативных источников газа (некоторые из них разрабатываются в море), наличием финансовых барьеров в связи со слабыми производственными мощностями инициатора и/или потребителя и/или потребностью в относительно обширных изменениях в инфраструктуре в целях обеспечения работы терминала.

По материалам журнала «Offshore Engineer»

 

Вернуться к списку