Каспийский трубопроводный консорциум – успешный пример международного сотрудничества

11 Сентября 2020

КТК — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний. Он создан для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 511 км. Непосредственно в систему КТК нефть поступает из Тенгизского, Карачаганакского и Кашаганского месторождений. Ежегодно через трубопровод прокачивается более трех четвертей объема всей экспортной нефти Казахстана.

Николай ГОРБАНЬ, генеральный директор КТК, делится с читателями журнала KAZSERVICE информацией о текущем проекте расширения мощностей трубопроводной системы (Debottlenecking), а также отвечает на другие вопросы, касающиеся деятельности КТК. 

Николай Николаевич, программу модернизации нефтепроводной системы КТК планировалось завершить к декабрю 2023 года. Как повлияла глобальная пандемия на проект расширения КТК?

Давайте сразу скорректируем термины. Речь идет не о программе модернизации и не о новом проекте расширения, как часто ошибочно пишут в СМИ. Проект расширения мощностей трубопроводной системы до 67 млн т в год КТК успешно завершил в 2017 году, а сейчас мы приступили к реализации программы устранения узких мест (ПУУМ). По сути, ПУУМ представляет собой оптимизацию текущих мощностей нефтепроводной системы, полученных за счет реализации Проекта расширения.

После проведения оценки влияния пандемии COVID-19 на ход реализации ПУУМ, могу сказать, что в целом ситуация, связанная с ограничениями на деятельность предприятий, не снизила темпов работы компании, набранных на старте реализации программы. Хотя конечно, определенные коррективы были внесены.

В настоящее время проектирование и подготовка полномасштабной реализации ПУММ выполняются в рамках сроков графика ПУУМ, утвержденного акционерами в пакете Окончательного решения об инвестициях (FID).

В связи с чем появилась надобность в такой программе?

На сегодняшний день в Казахстане реализуются проекты по расширению мощностей Тенгизского и других крупных месторождений. Согласно прогнозным заявкам, начиная с 2022 года потребности нефтепроизводителей могут превысить пропускную способность магистрального трубопровода, существовавшую на начало 2019 года. Поэтому 21 мая 2019 года на годовом собрании акционеров КТК, которое проходило в г. Баку, была рассмотрена и принята эта программа.

После реализации программы пропускная способность системы Тенгиз – Новороссийск позволит обеспечить транспортировку нефти с территории Казахстана по меньшей мере до 72,5 млн т.

Напомню, что пакетом документов Окончательного решения об инвестициях были установлены сроки выполнения ПУУМ, обозначенные до декабря 2023 года и завершения строительно-монтажных работ в 2022 году. Пока все эти сроки сохраняются.

Каким является общий объем инвестиций, который планируется привлечь в проект?

Размер инвестиционных затрат на период 2019-2023 г.г. составит 599,9 млн долларов США, из них на АО «КТК-К» придется 156,4 млн долларов США и 443,5 млн долларов США – на АО «КТК-Р».

Пожалуйста, расскажите об основных объемах и этапах работы в рамках указанного проекта.

ПУУМ можно разбить на несколько основных этапов. Первый этап отведен на проектирование и выбор подрядных организаций для выполнения строительно-монтажных работ (СМР). Второй этап связан с экспертизой проекта и получением разрешений на строительство. В третий этап входит мобилизация и непосредственное выполнение СМР одновременно с поставкой необходимого технологического оборудования.

Подчеркну, что работы в том или ином объеме будут вестись на всех пятнадцати нефтеперекачивающих станциях КТК и на морском терминале. Так, на НПС «Астраханская» по итогам ПУУМ будут введены в эксплуатацию новая магистральная насосная и новое закрытое распределительное устройство.

Среди работ, намеченных на НПС «Атырау», имеются строительство нового магистрального насосного агрегата с газотурбинной установкой и модернизация насосной станции дизельного топлива.

Также на НПС «Тенгиз» потребуются монтаж двух резервуаров РВСПК-20000, модернизация узла учета нефти, замена трех магистральных насосов, установка четырех подпорных насосных агрегатов и строительство подстанции. Однако, не повсеместно работы будут столь масштабными, на некоторых станциях достаточно осуществить замену рабочих колес насосов.

Эти мероприятия позволят обеспечить гибкость режимов приема нефти от производителей и возможность перекачки дополнительных объемов сырой нефти с территории Республики Казахстан при оптимальных коэффициентах эксплуатации нефтепровода и эффективном расходе антифрикционной присадки.

На какой стадии находится проект в данный момент?

В рамках ПУУМ получено положительное заключение вневедомственной экспертизы Республики Казахстан на проект по демонтажу старой насосной дизельного топлива на НПС «Атырау». Напомню, что несколько лет назад при реализации Проекта расширения была построена новая дизельная насосная станция, а на месте старой теперь планируется установить пятый магистральный нефтенасос с газотурбинным приводом. Сейчас, когда проект по демонтажу утвержден, наши коллеги из Штаба строительства Восточного региона КТК готовы приступить к этим работам.

Завершено согласование проекта строительства новой магистральной насосной станции и сопутствующих сооружений на НПС «Астраханская», а также уже получены разрешения на строительство в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Проект по строительству новых систем измерения количества и показателей качества нефти на береговых сооружениях морского терминала уже направлен на портал Управление государственной экспертизы России. После получения подтверждения комплектности начнется его проверка.

КТК также согласовал проекты технического перевооружения по оснащению магистральных насосных агрегатов частотно-регулируемыми приводами и демонтажу узлов регулирования давления (УРД). Экспертиза промышленной безопасности для данных проектов вошла в завершающую стадию.

Совсем недавно мы с группой руководства проехали по российской части нефтепровода и посетили места будущего расположения подобъектов на НПС, сооружаемых и реконструируемых в рамках ПУУМ. Также мы рассмотрели вопросы прокладки новых коммуникаций и подключения их к существующим.

Мы также нанесли визит на НПС «Астраханская», где готовятся к строительству здания новой магистральной насосной, монтажу ЧРП, ЗРУ, новых магистральных фильтров-грязеуловителей, пеногенераторного блока и эстакад для прокладки кабельной продукции, определили расположение разделительных ограждений, которые позволят обособить площадки строительства от эксплуатируемых производственных зон.

Дальше посетили А-НПС-4А и НПС «Комсомольская», где планируется установка по одному дополнительному насосному агрегату с газотурбинным приводом. Там мы определили дополнительные точки доступа строительного подрядчика на станцию и зоны разграничения между действующими и планируемыми к установке оборудованием и коммуникациями.

Также были проинспектированы А-НПС-5А, НПС-2, НПС-3, НПС- 4 и НПС-5, где планируется установка блоков ЧРП. Там обсудили вопросы переноса действующих коммуникаций и оборудования с мест размещения новых подобъектов. Кстати, могу сказать, что уже сейчас все крупные поставки законтрактованы, первые из которых начнутся в ноябре 2020 года.

Предусматривается ли обучение и переподготовка специалистов в рамках ПУУМ?

В конце 2019 года была разработана вводная обучающая программа для специалистов проекта. Она формирует общее понимание как объема работы, так и целей ПУУМ. В дополнение к вводной информации новые сотрудники получают общее представление о КТК, основных целях организации и корпоративной культуре. Обучающая программа содержит требования к работникам КТК, нормы поведения, правила безопасности и нормативно-техническую документацию. В дополнение к этому используется широкий спектр коммуникативых инструментов, внедренный в КТК.

Пожалуйста, назовите конкретные цифры в части количества людей, которые будут мобилизованы на пике работ. Какой при этом будет последовательность мобилизации?

Советом директоров и акционерами КТК была одобрена максимальная численность нового персонала в размере 330 человек. Фактически численность проектной команды напрямую зависит от качества работы подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы на объектах.

Вы публикуете все тендеры и малые закупки на своем сайте. Хотелось бы узнать подробности из правил участия в данных тендерах для казахстанских компаний?

В вопросе проведения торгов КТК идет в ногу со временем. Это делается с целью обеспечения максимальной открытости и конкурентной среды. Абсолютно все закупки размещаются в свободном доступе на сайте компании http://www.cpc.ru в разделе «Тендеры».

Правила проведения тендеров максимально приближены к требованиям Федеральных законов. Принять участие в тендерной процедуре или в так называемой «малой закупке» может любое юридическое лицо, в том числе из стран Таможенного союза.

Также непосредственно на сайте КТК в разделе «Закупки» любой участник процедуры может скачать весь пакет технической и тендерной документации, а также проект договора. Компания учитывает возможность участия нерезидентов в торгах, для которых специально размещены договоры, учитывающие всю таможенную специфику.

Основными требованиями, в первую очередь, является своевременность подачи предложения в сроки, указанные в Извещении. Вторым требованием являются полнота и качество заполнения представляемых документов. В-третьих, от участников торгов требуется согласие следованию принципам и положениям Кодекса делового поведения АО «КТК-Р» и «КТК-К». При этом, все предложения рассматриваются на общих основаниях, но участникам торгов следует внимательно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к компаниям-участникам на старте процедуры. К ним могут относиться требования к наличию у участника торгов необходимых лицензий, разрешительных документов или опыта каких-либо ранее выполненных специфических работ. Учитывая современные требования государственных органов по «должной осмотрительности», в КТК, как и в любых других организациях, внедрена система «проверки благонадежности» контрагентов, которая включает обычные в таком случае проверки.

Хочу отметить также наличие возможности обратной связи. Участник тендера всегда может обратится за разъяснениями по вопросам оформления к специалистам компании по указанным в документации контактам. Могу заверить, что всем участникам тендера, как компаниям, которым были присуждены контракты, так и тем, чьи заявки были отклонены, по итогам торгов направляются соответствующие уведомительные письма.

В настоящий момент, учитывая карантинные мероприятия, связанные с COVID-19, тендерные процедуры адаптированы для приема предложений участников в электронном виде. Безусловно, это облегчает участие в процедуре и снижает затраты контрагентов, особенно нерезидентов. Кроме того, в Республике Казахстан в рамках ПУУМ проводится множество закупок.

В 2019 году существенное загрязнение нефти, поступающей из России по трубопроводу «Дружба», привело к остановке транспортировки добытых углеводородов. Предусмотрены ли системы предотвращения подобных аварий, связанных с загрязнением хлорорганическими соединениями в трубопроводе КТК?

Мы проверяем содержание хлорорганики в соответствии с установленными нормативами один раз в десять дней.

Николай Николаевич, благодарим Вас за время, уделенное интервью, и готовность к сотрудничеству с казахстанскими подрядчиками.

Галерея

Вернуться к списку