СМИ о нас

Недавно президент республики поручил правительству и местным исполнительным органам усилить работу по увеличению поставок отечественных товаров и услуг нефтегазовым компаниям. Однако насколько готовы выполнять такой объем услуг сами казахстанские нефтесервисные компании? На эти и другие вопрос в интервью petrocouncil.kz ответил генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

— Президент Токаев недавно призвал нефтегазовые компании активнее привлекать на проекты местные компании и местных специалистов. Скажите, Нурлан, насколько отечественные поставщики готовы удовлетворить потребности операторов? Чего им не хватает, чтобы стать участниками крупных проектов?

— В первую очередь нашим казахстанским компаниям не хватает денег для реализации крупных проектов. Возьмем, к примеру, Проект будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО). Бюджет строительных работ здесь просто огромен. Понятно, что любой заказчик старается минимизировать риски, выбрав крупного подрядчика, возложив на него всю ответственность, а не дробить крупный подряд на несколько лотов. Однако такими подрядами могут управлять сейчас только крупные иностранные компании, имеющие опыт реализации таких дорогостоящих проектов.

— О каких объемах идет речь?

— О подрядах на сумму свыше $300 млн. Мы разговаривали с представителями таких ведущих казахстанских нефтесервисных компаний, как Isker, Нефтестройсервис, Ариадна и Монтажспецстрой. Так вот они говорят, что проекты, оцениваемые до $200 млн, они могут осилить. А вот по суммам выше им трудно обеспечить банковскую гарантию. Наши казахстанские банки не готовы финансировать под контракт. Потому что Национальный банк требует твердый залог. А нефтесервис это в первую очередь инженерный состав рабочих. У нефтесервисных компаний не бывает много залогового имущества.

Это, пожалуй, на сегодня самая главная проблема нефтесервисных компаний страны. То есть крупные лоты необходимо делить на мелкие, чтобы казахстанские предприятия тоже могли участвовать в проектах и нужно, чтобы казахстанские банки начали выдавать кредиты под контракты.

— Если не ошибаюсь, казахстанские поставщики еще выступают за снижение бюджета заказов с $20 млн до $10 млн.

— Да, речь идет о бюджете проектов, реализуемых операторами вне капитальных проектов. В ТШО, например, работы свыше $25 млн оператор согласовывает с Казмунайгазом. А все, что ниже решает само предприятие: кого выбрать в подрядчики.

Аналогичные рамки есть в Кашаганском и Карачаганакском проектах. Здесь сумма, которая согласовывается с казахстанской стороной, то есть с ТОО «PSA» — полномочным органом, выступающим от лица Министерства энергетики РК, равняется $20 млн.

Так вот, PSA предлагает снизить эту планку до $10 млн. Эта норма была утверждена более 10 лет назад. С тех пор произошло несколько девальваций. Соответственно и доллар намного подорожал. Однако пока по этим вопросам соглашение до сих пор не достигнуто.

В нефтесервисной отрасли работают не менее 1000 компаний с общей численностью более 180 тыс. человек. Оборот нефтесервисных услуг в сфере недропользования составляет в среднем 8 млрд. $ в год. На нефтесервис приходится 55-60% от всех закупок нефтедобывющих компаний. По данным KazService.

— Каков на сегодняшний день расклад по освоению нефтесервисных заказов?

— Если по итогам прошлого года посчитать, то половина рынка осваивается местными, а другая половина иностранными компаниями.

Но надо делить на капитальные и производственные проекты. Если производственные проекты, своего рода текущие работы, то капитальные проекты – это проекты краткосрочные с большим вложением капитала. Как правило, заказчики стараются уложиться в сроки. Из-за этого привлекают иностранных подрядчиков. Чтобы быстро сделали, освоили и уехали. При реализации капитальных проектов доля казахстанского бизнеса резко уменьшается. Обычно, наших привлекают на субподрядные работы. Но там маржа совсем другая. К тому же их выбирают по наименьшим ценам. Зачастую субподрядчики только персонал обеспечивают.

— То есть местные компании, выступают в субподрядчиках и заходят они в основном рабочей силой, не вкладываясь ни в технику, ни в технологии?

— Да, и мы этот вопрос неоднократно поднимали. И сейчас произошел большой сдвиг, по крайней мере, на ПБР.

— Какие виды работ могут исполнять казахстанские компании?

— Капитальные проекты утверждают иностранные акционеры, а не операторы. Поэтому они выбирают проверенные западные инжиниринговые компании. ПБР был плохой пример. Потому что основной инжиниринг был проведен за рубежом, в Фарнборо (Великобритания). Когда детальное проектирование проводится за рубежом, закладываются международные стандарты, требования, проводятся встречи с потенциальными поставщиками различного оборудования. А все западные компании имеют свои представительства и базируются в Европе. Нашим компаниям сложно с ними конкурировать.

Если бы инжиниринг проводили в Казахстане, то это намного упростило бы задачу для казахстанских поставщиков. Наши заводы могли бы напрямую общаться с заказчиками, презентовать свою продукцию.

При утверждении проекта по увеличению добычи на Карачаганаке PSA было выставлено требование, чтобы не менее 50% инжиниринга проводилось здесь в Казахстане и с участием местного партнера. На проекте ПБР тоже были местные партнеры: Казахстанский институт нефти и газа (КИНГ) и «Казгипронефтетранс» (КГНТ) получили по 20% объема работ. Остальные 60% разделили между собой Worley Parsons Limited и Fluor Limited.

А по проектам Каламакас-море и Хазар – сейчас не ясно, какая доля инжиниринга будет проводиться в Казахстане.

Акционеры Северо-каспийского проекта говорят, что детальный инжиниринг в Казахстане дорого им обойдется, что нет высококвалифицированных инженеров, что у нас мало опыта работы на морских проектах.

— Проблема кадров обсуждается довольно давно. Хотя те же ТШО и НКОК работают в Казахстане более 20 лет. Неужели за это время нельзя подготовить нужных кадров?

— Надо признать, что есть большая текучесть кадров. Обученные кадры уходят работать за границей. Потому что та заработная плата, которую им платят здесь очень низкая.  Имея опыт работы на таких проектах, как Кашаган и Тенгиз, ты легко можешь устроиться на работу в любой другой мировой проект.

В западных компаниях гораздо больше платят инженерам, чем у нас. При этом в Казахстане расценки труда не повышаются, хотя цены вокруг растут, практически, на все.

Status quo

Другой немаловажный вопрос – это статус казахстанских компаний. На текущий момент любой иностранный акционер может зарегистрировать в Казахстане предприятие в виде ТОО или АО, набрать штат из граждан Казахстана и считаться казахстанской компанией, если 95% персонала граждане РК. Наше законодательство не рассматривает акционерный и учредительный капитал.

Хотелось бы, чтобы законодатели рассмотрели этот вопрос и учли, чтобы, как минимум, 50% доли принадлежало гражданину Казахстана. Поскольку казахстанский гражданин будет вкладывать заработанные деньги в Казахстане. Яркий пример NSS или PSI Group, которые заработанные в нефтянке деньги вкладывают на развитие производства здесь же в Казахстане. Тогда как иностранная компания, работающая в Казахстане под видом местного, работает над тем, чтобы обеспечить прибылью материнскую компанию. Поэтому иностранным компаниям лучше на паритетной основе создавать с местными совместные предприятия.

Истоник: https://petrocouncil.kz/pochemu-kazahstanskie-kompanii-ne-uchastvuyut-v-realizaczii-krupnyh-neftegazovyh-proektov-mnenie-eksperta/

 

Вернуться к списку